Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста
Учитель-логопед Онопченко Анна Сергеевна подготовила для родителей консультацию на тему «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста» с целью повышения компетентности родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи детей в домашних условиях.
Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь дошкольника. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение.
Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека.
Целью домашних занятий является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Для успешного развития речи ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.
Анна Сергеевна предложила несколько игр для развития речи с использованием подручных предметов:
У вас на столе лежит яблоко? Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста.
Игра-соревнование «Подбери словечко»
Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое.
Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.
Игра «Нарисуй и заштрихуй»
Пока яблоко еще целое, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
Игра «Вспомни сказку»
В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки». Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы.
При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми… Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).
Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут дать положительного результата.
Родительское собрание на тему «Подготовка детей к школе»
19 ноября 2014 в МБДОУ д/с №7 «Золотой петушок» прошло родительское собрание на тему «Подготовка детей к школе».
На собрании присутствовали представители МБОУ «Центра сопровождения детей» учитель-логопед Сиряк Екатерина Владимировна и педагог- психолог Лунькова Наталья Анатольевна, заместитель директора по УВК МБОУ СОШ № 31 Качаева Лилия Геннадьевна.
В начале собрания педагогов и родителей порадовало яркое выступление детей подготовительной группы «Угадайка». Они исполняли песню «Большой хоровод» так задорно, что многие взрослые подпевали им.
Тему собрания продолжила учитель – логопед Сиряк Екатерина Владимировна. Она отметила речевую готовность детей к школе. Словарь детей старших дошкольников должен быть не менее 2000 слов и в нём должны присутствовать все части речи. Речь детей должна быть связной и грамматически правильной. Она дала рекомендации родителям по развитию речи будущих школьников.
Качаева Лилия Геннадьевна познакомила родителей с правилами приёма детей в школу, с режимом дня, с обеспечением школьными принадлежностями. Она коснулась физической, психической и интеллектуальной подготовки будущих школьников. Педагог –психолог Лунькова Наталья Анатольевна, показала презентацию по подготовке детей к школе. В которой раскрыла работу над психическими процессами, развитием дружеских отношений между родителями и детьми. Дала рекомендации по решению конфликтных ситуаций.
Учитель – логопед детского сада Агапова Любовь Владимировна показала практическое занятие с одновременным использованием рабочих тетрадей и электронных учебников (девайсов). На таких занятиях решаются фонетические, графические и инструментальные задачи, осваиваются технические средства обучения.
Педагог – психолог Серкина Надежда Юрьевна в своей презентации « Психологическая детей к школе» показала методы и приёмы используемые ею по развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления. А также провела мастер-класс с родителями воспитанников по сплочению коллектива. Тем самым внесла искорку радости и эмоций.
Воспитатели подготовительной группы « Угадайка» Скнарина Любовь Александровна и Евстасенко Евгения Геннадиевна показали презентацию из опыта своей работы с детьми по подготовке к школе.
По итогам собрания, родителям стало ясно, что если их ребёнок будет готов к обучению в школе, то ему будет гораздо легче пережить адаптацию общения со сверстниками, получить знания.